Структура воспитательно-образовательного процесса в режиме дня
с 10,5 часовым пребыванием детей в МДОУ детский сад «Тополек»
Утренний блок с 7.30 до 8.55 |
· взаимодействие с семьёй · игровая деятельность · физкультурно-оздоровительная работа · завтрак · совместная деятельность воспитателя с детьми в ходе режимных процессов · индивидуальная работа · самостоятельная деятельность детей по интересам · различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем |
Дневной блок с 8.55 до 15.30
Вечерний блок с 15.30 до 17.30 |
· игровая деятельность · непосредственно образовательная деятельность · второй завтрак · прогулка: физкультурно-оздоровительная работа, совместная деятельность воспитателя с детьми по реализации проектов, экспериментальная и опытническая деятельность, трудовая деятельность в природе, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей по интересам · различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем · игровая деятельность · физкультурно –оздоровительная работа · совместная деятельность воспитателя с ребенком · индивидуальная работа · прогулка · свободная самостоятельная деятельность детей по интересам · различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем. · кружковая деятельность · взаимодействие с семьёй |
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Непосредственно образовательная деятельность органично сочетается с другими формами организации детей и позволяет детям использовать приобретённые знания, навыки и умения в самостоятельных играх, продуктивных видах деятельности, в театрализованной и музыкальной деятельности.
Формы непосредственно образовательной деятельности.
Виды детской деятельности |
Формы работы |
Планирование |
Самостоятельная деятельность детей |
ежедневно |
|
Совместная деятельность взрослого и детей |
|
|
Двигательная
|
· Подвижные игры с правилами · Подвижные дидактические игры · Игровые упражнения, соревнования |
ежедневно |
Игровая |
· Сюжетные игры · Игры с правилами · Игровые обучающие ситуации |
ежедневно |
Художественно – продуктивная |
· Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества · Реализация проектов |
ежедневно |
Восприятие художественной литературы |
· Чтение · Обсуждение · Разучивание |
ежедневно |
Познавательно- исследовательская |
· Наблюдение · Экскурсия · Решение проблемных ситуаций · Экспериментирование · Коллекционирование · Моделирование |
ежедневно |
Коммуникативная
|
· Беседа · Ситуативный разговор · Речевая ситуация · Составление и отгадывание загадок
|
ежедневно |
Музыкально – творческая
|
· Музыкально-дидактические игры, упражнения · Исполнение, · Слушание, · Импровизация · Разучивание танцев · Театрализованная деятельность · Развлечения, праздники |
ежедневно |
Объем учебной нагрузки в течение недели, включающий реализацию дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста, определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 8-10 мин, осуществляется непосредственно образовательная деятельность в первую и во вторую половину дня. В теплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, соответственно, а в старшей - 45 минут ( в старшей группе в первой половине дня не более 2-х периодов НОД по 20 и 25 мин) и в подготовительной 1,5 часа, соответственно.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста проводят:
- для детей 6-го года жизни - 2 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут;
-для детей 7-го года жизни - 3 раза в неделю продолжительностью не более 30 минут
Возрастная группа |
Объём образовательной нагрузки в неделю |
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности |
от 2 до 3лет |
1ч 30мин. |
8 - 10 мин (10 раз в неделю)
|
3-4 года |
2ч 30мин. |
15 мин (10 раз в неделю) |
4-5 лет |
3часа 20 мин. |
20 мин (10 раз в неделю) |
5-6 лет |
5 ч 50 мин. |
20-25 мин (13 раз в неделю) |
6-7 лет |
8 ч 30мин-. |
30 мин (14 раз в неделю) |
В середине времени, отведённого на непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют 10 минут.
В летний период и в период зимних каникул непосредственно образовательная деятельность не проводится;
увеличивается продолжительность прогулки, проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии.
Базисный учебный план МДОУ детский сад «Тополек», реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми.
В Плане предложено распределение количества НОД, дающее возможность МДОУ строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
В структуре Плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вариативная часть формируется образовательным учреждением с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности.
Инвариантная часть реализуется через непосредственно образовательную деятельность, вариативная – через факультативную образовательную деятельность по выбору, (младшие и средние группы – региональный компонент в течение дня).
В Плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой образовательным учреждением:
- инвариантная (обязательная) часть - 80 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования; в инвариантной части Плана определено минимальное количество непосредственно образовательной деятельности, отведенное на образовательные области.
- вариативная (модульная) часть - 20 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования, формируемая образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику МДОУ; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В соответствии с пунктом 2.5. ФГОС ДО:
«Программа может реализовываться в течении всего времени пребывания детей в Организации».
В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО:
«Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- Социально-коммуникативное;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическео развитие;
В соответствии с пунктом 2.7. ФГОС ДО:
«Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмов развития ребёнка».
На основании вышеизложенного:
Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» примерной программы «От рождения до школы» реализуются в течение всего времени пребывания детей в МДОУ детский сад «Тополек» в различных видах деятельности. (п.2.5. ФГОС ДО).
Образовательная область «Социально-коммникативное развитие» образовательной программы, реализуется в течении всего времени пребывания детей в МДОУ детский сад «Тополек» в совместной образовательной деятельности во всех возрастных группах
Таким образом, объём обязательной части образовательной программы МДОУ детский сад «Тополек» составялет - не менее 60% от её общего объёма; части формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.