Консультирует: Токарева Галина Геннадьевна

«Успешная адаптация детей к условиям детского сада – как фактор эмоционального благополучия» Цель. Способствовать успешной адаптации детей к новым условиям жизни в детском саду, развивать эмоциональную сферу в различных видах деятельности. Задачи. 1. Формировать чувство уверенности в окружающем. 2. Развивать коммуникативные навыки. 3. Способствовать развитию положительного эмоционального фона. Садовник, собираясь пересадить дерево, готовит участок, бережно окапывает его, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживётся. Адаптация (в переводе с латинского – прилаживание, приспособление) одно из ключевых понятий употребляемых сегодня в психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром. Адаптационный период один из самых сложных в жизни ребёнка . Малыша приводят в детский сад и оставляют в новой для него обстановке. Ломается привычный стереотип жизни: разлука с родителями, пребывание среди 20 сверстников порождает чувство тревоги, неуверенности, незащищённости, чувство покинутости, брошенности. Ребёнка страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родителями неожиданно прерваны. Любой ребёнок даже самый психологически благополучный, попадая в новые условия (детский сад) испытывает стресс. На его фоне происходит процесс адаптации, ребёнок приспосабливается к новым условиям существования. Ему на помощь приходят механизмы компенсации, и у каждого они свои собственные, в зависимости от природных задатков и характера ребёнка. Тревожные дети с низкой самооценкой, проходившие весь свой «рабочий» день паинькой, становятся несносными дома, третируя родителей капризами и непослушанием. Другие же предпочитают вымещать глубинные чувства брошенности и одиночества (да, да, именно эти «взрослые» чувства фиксируют детские психологи у дошкольников - Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) на тех, кто слабее. Когда же начинается адаптация? Адаптация возникает в момент стрессовой ситуации. Пока нет стресса, у человека не возникает адаптационной потребности – потребности биологического уровня, к которому относятся потребности в пище, тепле и т.д. С биологического уровня эта потребность распространяется на социальный уровень и отражается в способности человека общаться, разрешать конфликтные ситуации, что в конечном итоге является одним из определяющих факторов социализации личности. Детский сад – первый шаг на пути социализации – легко ли он даётся? Изучение отклонений в межличностных отношениях на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребёнка со сверстниками может выступить в качестве серьёзной угрозы для личностного развития. Опасность заключается в том, что появившиеся у ребёнка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста, определяют, всё дальнейшее формирование личности и могут обнаружиться в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственным мироощущением. Анализ литературы позволил обозначить определяющую роль некоторых личностных параметров, характеризующих маленького ребёнка и влияющих на адаптационный процесс. В качестве определяющего можно выделить такие характеристики личности ребёнка как: эмоциональный фон, активность и направленность поведения. При этом очень важным оказывается сила, выраженность и направленность эмоциональных и поведенческих реакций. Таким образом, можно рассматривать эмоциональный фон, как основу появления у ребёнка ориентировочно – поисковой активности, позволяющей адаптироваться к новым условиям существования (новый взрослый, переход из привычной среды в незнакомую, новая система отношений, появление новых, непривычных партнёров по общению, ит.д.). Одна из основных задач адаптационного периода – формирование чувства уверенности в окружающем. Критерии успешной адаптации: 1. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость); 2. Внешняя адекватность поведения (легко и точно выполнять различные требования). Адаптация детей к детскому саду всегда была и остаётся наиболее сложным периодом как для ребёнка и его родителей, так и для педагогов. Учёт специфики адаптационного периода поможет найти не только правильный подход к ребёнку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.


«Успешная адаптация детей к условиям детского сада – как фактор эмоционального благополучия»

Цель. Способствовать успешной адаптации детей к новым условиям жизни в детском саду, развивать эмоциональную сферу в различных видах деятельности.

Задачи.

1. Формировать чувство уверенности в окружающем.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Способствовать развитию положительного эмоционального фона.

Садовник, собираясь пересадить дерево, готовит участок, бережно окапывает его, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживётся. Адаптация (в переводе с латинского – прилаживание, приспособление) одно из ключевых понятий употребляемых сегодня в психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром.

Адаптационный период один из самых сложных в жизни ребёнка . Малыша приводят в детский сад и оставляют в новой для него обстановке. Ломается привычный стереотип жизни: разлука с родителями, пребывание среди 20 сверстников порождает чувство тревоги, неуверенности, незащищённости, чувство покинутости, брошенности. Ребёнка страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родителями неожиданно прерваны. Любой ребёнок даже самый психологически благополучный, попадая в новые условия (детский сад) испытывает стресс. На его фоне происходит процесс адаптации, ребёнок приспосабливается к новым условиям существования. Ему на помощь приходят механизмы компенсации, и у каждого они свои собственные, в зависимости от природных задатков и характера ребёнка. Тревожные дети с низкой самооценкой, проходившие весь свой «рабочий» день паинькой, становятся несносными дома, третируя родителей капризами и непослушанием. Другие же предпочитают вымещать глубинные чувства брошенности и одиночества (да, да, именно эти «взрослые» чувства фиксируют детские психологи у дошкольников - Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) на тех, кто слабее. Когда же начинается адаптация? Адаптация возникает в момент стрессовой ситуации. Пока нет стресса, у человека не возникает адаптационной потребности – потребности биологического уровня, к которому относятся потребности в пище, тепле и т.д. С биологического уровня эта потребность распространяется на социальный уровень и отражается в способности человека общаться, разрешать конфликтные ситуации, что в конечном итоге является одним из определяющих факторов социализации личности. Детский сад – первый шаг на пути социализации – легко ли он даётся? Изучение отклонений в межличностных отношениях на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребёнка со сверстниками может выступить в качестве серьёзной угрозы для личностного развития. Опасность заключается в том, что появившиеся у ребёнка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста, определяют, всё дальнейшее формирование личности и могут обнаружиться в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственным мироощущением. Анализ литературы позволил обозначить определяющую роль некоторых личностных параметров, характеризующих маленького ребёнка и влияющих на адаптационный процесс. В качестве определяющего можно выделить такие характеристики личности ребёнка как: эмоциональный фон, активность и направленность поведения. При этом очень важным оказывается сила, выраженность и направленность эмоциональных и поведенческих реакций. Таким образом, можно рассматривать эмоциональный фон, как основу появления у ребёнка ориентировочно – поисковой активности, позволяющей адаптироваться к новым условиям существования (новый взрослый, переход из привычной среды в незнакомую, новая система отношений, появление новых, непривычных партнёров по общению, ит.д.). Одна из основных задач адаптационного периода – формирование чувства уверенности в окружающем.

Критерии успешной адаптации:

1. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость);

2. Внешняя адекватность поведения (легко и точно выполнять различные требования). Адаптация детей к детскому саду всегда была и остаётся наиболее сложным периодом как для ребёнка и его родителей, так и для педагогов. Учёт специфики адаптационного периода поможет найти не только правильный подход к ребёнку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.


Тревожность у детей

Что такое тревога и тревожность.

Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Тревожное расстройство – это уже диагноз невротического расстройства, при котором человек часто испытывает чувство тревоги даже без всякого повода.

Портрет тревожного ребенка. В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

 

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям).

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

И не забудьте обратиться к детскому психиатру или опытному неврологу. Тревожность может быть как чертой характера, так и признаком болезни. В обоих случаях могут быть полезны различные лекарства, «убирающие» тревогу.

Как избежать детских страхов


Не следует:

  • Запирать его одного в тёмной или тесной комнате
  • Бить по рукам, по голове и лицу.
  • Строго наказывать и угрожать: «Позову доктора, пусть тебе укол сделает»
  • Пугать животными
  • Заставлять неподвижно лежать, сидеть, стоять и т.д.
  • Объявлять ребёнку бойкот

Помните: к страхам приводит большое количество запретов и малое – тепла и ласки.

Если ребёнок боится, нельзя:

  1. Смеяться над ним, называть трусишкой.
  2. Высмеивать, особенно при других детях.
  3. Наказывать за страх.

Как преодолеть страх?

Если ребёнок боится бабу Ягу, ведьму, страшилу и др., то нужно:

  1. Предложить нарисовать их.
  2. Поиграть в сказочных героев.

Если ребёнок боится темноты:

  1. Не надо плотно закрывать двери в его комнату.
  2. Можно совершить путешествие по тёмной комнате вокруг его кровати, прокладывая пути к предметам, которые могут понадобиться ночью.
  3. Придумать игру, в ходе которой нужно входить в тёмную комнату, например: спрятать в квартире лакомства, а самые любимые в тёмной комнате.

Если ребёнок боится собак:

  1. Купите ему игрушечную собаку, которую он может трогать, играть.
  2. Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребёнку возможность вдоволь насмотреться на его выходки, оставаясь рядом с ребёнком, чтобы он не тревожился.

Перед сном нельзя:

  1. Устраивать шумные игры.
  2. Смотреть страшные фильмы
  3. Читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников и т.д.

Перед сном надо:

  1. Придумывать и рассказывать добрые истории из жизни белок, зайчат, гномов.
  2. Спокойно разговаривать
  3. Создавать обстановку мира, покоя и уюта.

    Источник: http://doshvozrast.ru/roditeli/roditelirekom02.htm